Владимирская школа живописи
Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.
Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.
В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий. Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.
В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение. Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи.
Основоположники Владимирской школы живописи:
Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.
Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.
Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.
Мастера Владимирской школы живописи:
Гаранин Адольф Николаевич |
Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».
Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета - вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.
Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы:
Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня работают продолжатели владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития.
Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России – Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.