Вильнер Виктор Семенович
Родился в Ленинграде. Когда началась война, Виктору Вильнеру было 15. Вместе со взрослыми он рыл траншеи, а когда немцы начинали бомбить город — взбирался с отцом на крышу и сбрасывал фугасы. А затем начался голод. 125 граммов хлеба — в день, тысячи умерших на улицах. От происходящего мальчик едва не потерял рассудок. Спасла акварель.
Еще в 1941 г. Виктор Семенович поступил в Ленинградское художественное училище, но учеба была прервана — началась блокада. Служил в армии, был на фронте. После демобилизации продолжил учебу и в 1950 г. окончил живописное отделение училища по классу Евгении Марковны Магарил, ученицы Малевича, где получил представление об искусстве авангарда. Затем последовали годы занятия живописью, книжной графикой, преподаванием.
С 1960-х гг. Виктор Семенович Вильнер стал серьезно заниматься литографией. Переступив порог ленинградской экспериментальной литографской мастерской в 1966 г., он остался там на тринадцать лет. В 1967 году по совету П.Басманова вступает в Союз художников.
Творчество Вильнера и в 1960-е, и сейчас остается синонимом независимого искусства. Графическую культуру Петербурга последней трети ХХ века невозможно представить без творчества художника, вслед за великими предшественниками воплотившего новый образ города Петра. Город стал главной и, по сути, единственной темой в творчестве мастера. Не случайно первые значительные успехи в цветной литографии также были связаны с посвященной Ленинграду многолистовой серией «Дни нашей жизни».
Вильнер никогда не был официально признанным мастером. Но одновременно художник был любим в обеих столицах, в Прибалтике и за рубежом. Его работы хранятся в крупнейших собраниях мира: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Дрезденской галереи, Метрополитен Музея (Нью-Йорк), Национальной галереи (Вашингтон), Центре Помпиду (Франция), в эстампных собраниях национальных библиотек и мн. др.
|